Якутский праздник Ысыах.
Он относится к числу давнишних, стало быть, издавна отмечаемых народом региона, называемого Якутией, который носит наименование саха. Он учреждён, как дань почитания небосвода, главным объектом, ну или фигурой которого является, конечно же, Солнце. Стоит заметить, что именно в этой части России у местного якутского населения, как ни у какого иного на планете, в культуре имеется наибольшее количество традиций и ритуалов, посвящённых очень древним верованиям, связанным с небом, с его могуществом. Наиболее заметно это выражается в том, что солнечный свет является для социальной группы саха настолько важным, что они себя, фактически, им и назвали. Ведь выражение «сах» переводится, как солнечное сияние, свет, пламя огня и т.д. А значит, можно обосновано сказать, что люди данного этноса считают себя детьми Солнца.
Празднование хороших свершений, а заодно и ожидания божественных схождений.
Если более детально остановиться на самой сущности празднования Ысыах, то она заключается в подготовке к встрече с богоподобными жителями главной в нашей планетарной системе звезды, которых якуты называют Айыы. При этом, поскольку предполагается, что обитатели звезды приедут, точнее, прискачут на своих, хоть и сделанных из сплошного огненного жара, однако, всё-таки конях, то им придётся оные где-то припарковать, ну или точнее, привязать. Для этих целей якуты соорудили и постоянно освящают нечто вроде символической коновязи. Эти, фактически, религиозные атрибуты служат символами того, что данная местность находится под контролем солнечных богов, которые в любую минуту могут прибыть. Они называются Сэргэ и представляют собой столбы, на которых сделаны три бороздки, каждая для лошадей своих хозяев. Сверху свой транспорт должны фиксировать божества, посередине, соответственно, люди, ну а нижняя канавка отведена для нужд тех, кто живёт под поверхностью земли.
Возвращаясь к теме самого праздника, сразу скажем, что его наименование в языке саха является глаголом, выражающим стремление что-либо окроплять, стало быть, благословлять. Именно поэтому в день самого торжества принято произносить, как можно больше пожеланий и призывов к хорошей жизни, к добрым деяниям. Причём, это касается не только человеческих взаимосвязей, но ещё и выражается в отношении людей к окружающей их действительности, к природе. При этом, поскольку все стараются говорить о неких достижениях, о мечтах на эту тему, то от напутствий друг друга на прекрасное бытие, люди постепенно переходят к рассказам о том, чего они уже смогли достичь, стало быть, об осуществлённых свершениях. Ввиду того, что данная традиция однозначно свята для народности саха, то какая бы официальная власть не учреждалась в этом регионе, однако, праздник, называемый Ысыах сохранялся, лишь немного видоизменяясь. В годы попыток построения советского социализма в этот день якуты вещали с трибун о своих плановых задачах и об их выполнении. Из-за того, что длится данное национальное мероприятия несколько суток подряд, его нередко принято величать фестивалем.